Бухгалтерский баланс: что это такое, как составить и как читать

Любая хозяйственная операция предприятия обязательно находит свое подтверждение в документальном выражении, и лишь после этого может быть принята к общему учету. В совокупности за отчетный период у каждого предприятия насчитывается не одна тысяча таких операций, которые в итоге суммарно выводятся в бухгалтерском балансе (форма № 1).

Бухгалтерский баланс

За отчетный период у каждого предприятия насчитывается не одна тысяча операций, которые суммарно выводятся в бухгалтерском балансе

Что такое бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — это совокупность обобщенных имущественных объектов и ресурсов их фактического образования на конкретную отчетную дату. Стоит заметить, что эта форма отчетности всегда представлена лишь полными, структурированными и взаимосвязанными данными. Любая ошибка в отражении определенной строки баланса однозначно приведет к неправильному его составлению, и как следствие, неправильному отражению данных касательно деятельности предприятия.

Сам по себе бухгалтерский баланс представлен таблицей, состоящей из активов организации (фактическое имущество) и его пассивов (стоимостная оценка имеющегося имущества). Данные активов отражают все имущество и объекты организации, а пассив — их стоимость, т.е. дает оценку всем финансовым отношениям и обязательствам конкретной организации.

В свою очередь, бухгалтерский баланс подразделяется на 6 видов:

  1. Начальный. Этот вид баланса приемлем лишь для вновь создаваемых предприятий, так как вся собственность нового предприятия представлена вкладами его учредителей.
  2. Годовой или периодический. Годовой баланс оставляется ежегодно по итогам прошедшего года, а периодический может быть составлен ежеквартально или же раз в месяц (по необходимости).
  3. Вступительный баланс. Его необходимо составить при передаче правопреемникам действующей ранее организации.
  4. Ликвидационный баланс. Он составляется при фактической ликвидации организации/предприятия.
  5. Передаточный баланс подлежит составлению в случае смены учредителей или же при переходе унитарного госпредприятия в формат акционерного общества.
  6. Сводный баланс. Как следует из названия, в нем учитываются показатели не только основного (материнского) предприятия, но и данные всех филиалов и дополнительных структурных подразделений.

Как составить бухгалтерский баланс: пример, форма бухгалтерского баланса

Каждая отдельно взятая запись в активе или пассиве баланса называется статьей или же строкой, которая имеет присвоенный номер и указывает на определенные значения. Например, строка 1150 будет учитывать «Основные средства», строка 1210 «Запасы».

В целом, актив баланса подразделяется на внеоборотные и оборотные активы, а пассив — на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Составление бухгалтерского баланса рекомендовано начать с его актива, так как изначально нужно отталкиваться от имущественной базы компании. В первую очередь желательно ввести данные на начало отчетного периода по каждой строке актива, и потом приступить к подсчету обобщенных данных по этим же строкам на конец отчетного периода. При этом стоит учитывать, что каждая строка может отражать итоговые данные по одному счету (стр. 1160 «Доходные вложения в материальные ценности» соответствует итоговому сальдо по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности») или же по нескольким сразу (стр. 1150 «Основные средства» отражает сумму итогового сальдо по счетам 01, 02, 03).

В принципе расшифровка статей бухгалтерского баланса опытному бухгалтеру ни к чему, но если все же возникают проблемы, то всегда можно обратиться к интернету или вашему консультационному центру. Далее, необходимо вывести баланс в целом по разделу на начало отчетной даты и на ее конец.

Рассмотрим вариант по исчислению строки 1150 на конец отчетного периода

Как читать бухгалтерский баланс

Как читать бухгалтерский баланс, знают практически все главные бухгалтера компаний, иначе им будет просто не под силу оценить финансовое состояние подведомственного предприятия

Остаточная стоимость ОС ООО «Кроверст» на 01.01.2013 г — 725 800 руб. В 2013 году предприятие приобрело принтер стоимостью 25 000 руб. За отчетный период отчисления на амортизацию составили 210 000 рублей (кредитовый оборот сч.02). Таким образом, остаточная стоимость ОС на 31.12.2013 составила 540 800 рублей (725 800 + 25 000 — 210 000 = 540 800).

Что же касается пассива, то он имеет 3 раздела: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. В пассиве также необходимо внести значение строк на начало отчетного периода и рассчитать значение каждой строки на его конец. Также, как и в активе, рекомендуется подсчитать итог по пассивам на начало и конец года.

О том, как читать бухгалтерский баланс, знают практически все главные бухгалтера компаний, иначе им будет просто не под силу оценить финансовое состояние подведомственного предприятия. При правильном составлении бухбаланса итоговая сумма пассивов и активов (валюта баланса) будет равна. Если же она получилась разная, то придется начинать все сначала и искать ошибку, которая могла получиться при подсчете одной из строк.

При чтении баланса обязательно надо уделить повышенное внимание изменению величины баланса. Отсутствие его изменений или же нисходящий скачок свидетельствует об отрицательной оценке деятельности предприятия, а вот увеличение валюты бухбаланса должно расцениваться лишь в сочетании с причинами, повлекшими его рост. Только тогда можно оценить положительную динамику его прироста и дать точную характеристику выбранному финансовому курсу организации.

Анализ бухгалтерского баланса

Как и любой анализ финотчетности организации, анализ бухбаланса (АББ) дает полную оценку всей хозяйственной деятельности предприятия, выводит положительные или отрицательные закономерности относительно прибыли, структурной эффективности компании, а также оценивает стратегию ведения общей политики той или иной компании. Как мы знаем, актив баланса отражает все имущественные объекты, а значит, проанализировав его, можно сделать вывод о приросте объема производства или его спаде. Анализ пассива баланса может подтвердить или опровергнуть наличие сложностей с капиталом организации, или же наоборот, оценить возможность привлечения новых инвестиций.

Как известно, выделяют 5 задач АББ:

  • оценка ликвидности конкретных групп активов;
  • анализ способа формирования активов, их состав и структуру;
  • соотношение обязательств и их обеспеченность;
  • итоговую оценку касательно имущественных объектов организации;
  • эффективность прироста собственного капитала.

Анализ бухбаланса рекомендуется начинать с оценки основных тенденций, а далее уже переместиться к анализу с применением финкоэффициентов. На практике возможно применение двух популярных анализов: вертикального и горизонтального.

Вертикальный анализ — это оценка изменений статей (строк) баланса, т.е % выявление влияние каждой статьи на баланс в целом.

Горизонтальный анализ подразумевает сравнительные характеристики каждой позиции, т.е выводится показательная динамика данных на начало и конец отчетной даты. Ее формирование идет в % по отношению к предыдущему отчетному периоду.

Оценив и проанализировав данные бухбаланса, опытный специалист сможет без проблем спрогнозировать перспективы для анализируемого предприятия, а руководство уже на их основе предпримет попытки по устранению выявленных недочетов.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Еще одной формой общепринятой отчетности является пояснительная записка к бухбалансу. В ней указываются положения учетной политики организации, а также иные данные, необходимые для правильной оценки деятельности предприятия. Пояснительная записка должна дополнить все отраженные в других формах отчетности данные для более полной картины касательно функционирования того или иного предприятия.

Стоит заметить, что организации, работающие по УСН, могут не предоставлять пояснительную записку в налоговые органы, так как не обязаны проводить аудит относительно достоверности своей бухотчетности.

Структура пояснительной записки может выглядеть примерно так:

  1. Характеристика предприятия: полное его название, вид деятельности и лицензии на нее, сведения об учредителях и их долях в уставном капитале, а также сумма самого уставного капитала. Организация обязана указать общую численность работающих в ее рядах людей, управленческую структуру фирмы и сумму уже уплаченных в текущем году налогов.
  2. Сведения об учетной политике.
  3. Данные о конкретных активах и пассивах. Здесь следует указать информацию о движении и текущем состоянии основных средств (ОС), материально-производственных запасов (МПЗ), данные по займам, кредитам и финвложениям, а также вывести информацию по всем обязательствам и активам, выраженным в иностранной валюте.
  4. Анализ структуры баланса и динамический показатель прибыли. Здесь уместно указать основные (базовые) виды деятельности предприятия, его текущую платежеспособность, финансовые перспективы по краткосрочному и долгосрочному типу.
  5. Текущие данные о расходах и доходах компании.
  6. Пояснения к уже существующим статьям бухотчетности (если это необходимо).
  7. Отражение деловой активности предприятия.
  8. Сведения о совместной деятельности.
  9. Информация по секторам. Приводится только в случае структурных и дочерних подразделений, а также филиалов.
  10. Госпомощь, если такая была оказана.
  11. События, произошедшие по истечению отчетной даты.
  12. Экологические показатели.
  13. Данные о прекращении деятельности.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка должна дополнить все отраженные в других формах отчетности данные для более полной картины относительно предприятия

Данные пункты должны найти структурное отражение в пояснительной записке, которая вместе со всей бухгалтерской отчетностью будет передана в налоговые органы.

На данный момент ФНС заранее предоставляет обновленные бланки финотчетности, которые можно получить в любом ее отделении. Но если по каким-то причинам это невозможно, то скачать актуальный образец бланка бухгалтерского баланса, а также другой бухотчетности можно совершенно бесплатно на нашем сайте.

Форма бухгалтерского баланса
Расшифровка статей бухгалтерского баланса
Образец краткой пояснительной записки к бухгалтерскому балансу
Образец расширенной пояснительной записки к бухгалтерскому балансу
Образец краткой пояснительной записки к годовому отчету
Приложение (форма №5) к бухгалтерскому балансу

Необходимо только учитывать, что ФНС предоставляет уже обновленные и действующие бланки отчетов, а в интернете можно наткнуться на уже устаревшие примеры и варианты отчетных документов, которые в итоге налоговая служба не примет к сведению.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ