Как заполнять досудебную претензию

Досудебнаяа претензия как эффективный инструмент урегулирования спорных вопросов

Российское законодательство предусматривает решение многих спорных вопросов в сфере гражданских правоотношений при помощи досудебной претензии. Досудебная претензия представляет собой документ, составленный с целью урегулирования отношений по договору оказания услуг между кредитором и должником, покупателем и реализатором товара и т.п., в котором одна сторона требует от другой соблюдать условия составленного ранее договора и устранить имеющиеся нарушения.

досудебная претензия

Досудебная претензия – это документ, в котором одна сторона требует от другой стороны устранить нарушения, либо выполнить обязательства, указанные в договоре.

Стороны, между которыми может возникать досудебная претензия

Сторонами претензии могут быть физические лица (потребители товаров и услуг) и юридические лица (банки, производители и реализаторы товаров и услуг).

Спорные вопросы могут возникать и между физическими лицами. Как правило, областью применения досудебной претензии между физлицами являются нарушения обязательств по договору займа на сумму, превышающую в 10 и более раз минимальный размер оплаты труда. Именно в этой ситуации соглашение заключается в письменной форме.

Основная масса случаев, когда досудебная претензия возникает между юридическими лицами, предполагает взыскание задолженностей.

Преимущества и эффективность досудебной претензии

Как правило, досудебная претензия даёт обеим сторонам существенные преимущества. Так, она позволяет:

  •  разрешить имеющиеся противоречия в порядке досудебного урегулирования спора;
  •  избежать затрат времени и средств, связанных с ведением судебной тяжбы;
  •  качественно регулировать партнёрские отношения без разрывания договора;
  •  эффективно и оперативно добиваться соблюдения условий договорённостей;
  •  «разгружает» судебную систему от большого наплыва дел и т.п.

Эффективность документа напрямую зависит от грамотности его составления, учёта всех аспектов договора и сферы, в которой он действует, подробного описания всех нарушений и конкретики в предъявлении требований.

досудебная претензия

Образец составление претензии

Срок рассмотрения претензии может составлять от 10 до 30 дней, после чего, при отсутствии действий, направленных на устранение нарушений со стороны лица, не соблюдающего условия договора, претензия передаётся в суд.

Помимо того, что документ подлежит рассмотрению в суде, за неисполнение нарушителя могут оштрафовать. Так, если судебное решение будет вынесено в пользу лица, составившего претензию, сумма штрафа за её неисполнение может составить до 50% от суммы, присуждённой в пользу лица, чьи гражданские права были нарушены.

досудебная претензия

Эффективность документа напрямую зависит от грамотности его составления

Для составления претензии необходимы документы, подтверждающие существование договорённости между лицами и нарушение её условий одной из сторон. Ими могут являться копия договора (кредитного, о предоставлении услуг и т.п.), выписки по счетам, графики погашения платежей и т.п. Алгоритм оформления является следующим:

  1. Составление «шапки» с указанием лица, которому адресуется претензия, а также данных о заявителе (его ФИО, домашний адрес и телефон);
  2. Написание слова «Претензия» посередине строки;
  3. Краткое, но детальное описание сложившейся ситуации с перечислением имеющихся нарушений и приемлемых для заявителя способов их устранения (компенсация денежных средств, замена некачественного товара и т.п.).

 

Многие потребители товаров и услуг считают, что написать досудебную претензию самостоятельно и не упустить каких-то важных аспектов довольно сложно, поэтому они предпочитают доверять её составление специалистам. Сегодня заказать оформление претензии можно даже в режиме онлайн – достаточно переслать представителям частной юридической консультации сканы документов и подробное описание ситуации, а затем получить готовый текст претензии.

Составленную самостоятельно или с участием профессиональных юристов претензию следует распечатать, а затем отправить адресату (страховой компании, банку, магазину и т.п.) заказным письмом с уведомлением. На руках у лица, отправляющего претензию, должна остаться копия документа, чек об отправке, а затем и уведомление. При отсутствии адекватной реакции нарушителя данных документов будет достаточно для рассмотрения дела в суде.

Наиболее распространённые ситуации, при которых составляется досудебная претензия

Досудебная претензия характеризуется высокой универсальностью и применяется для решения спорных вопросов в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг. Так, составить претензию можно для решения следующих вопросов:

1. Отказ страховой компании в осуществлении выплат при страховании автомобиля

Отказ недобросовестными страховыми компаниями в выплате по ОСАГО, являющегося обязательным для автомобилистов, а также по дорогостоящему КАСКО являются частыми поводами для составления досудебной претензии. Чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно быть крайне внимательным при заключении договора и изучить досконально каждый из его пунктов. Если нарушение прав потребителя всё же произошло, к стандартной форме претензии следует приложить паспорт, справку о ДТП, номер полиса и автомобиля, чеки с СТО, а также заключения экспертов и представителей ГИБДД, банковские реквизиты подателя претензии.

Кроме взыскания с страховой компании средств для возмещения расходов на ремонт транспортного средства, владелец автомобиля, имеющий страховой ОСАГО, может подать претензию по УТС (утрате товарной стоимости), при условии, что износ автомобиля не превышал 35%, а срок его эксплуатации на момент ДТП составлял не более 5 лет.

Следует отметить, что интересы подателя претензии не смогут быть защищены в судебном порядке, если им были нарушены сроки обращения в страховую компанию, отсутствовал полный пакет документов или автомобиль был неисправен на момент аварии.

Досудебная претензия

Ввыплаты при страховании автомобиля

Если страховой случай наступил после 1 сентября 2014 или в течение 2015 года, урегулирование спорной ситуации между владельцем автомобиля и компанией-страховщиком является обязательным этапом. Исковые заявления, направленные непосредственно в органы суда, не будут рассмотрены. Кроме того, при недобросовестном выполнении страховщиком своих обязанностей, имеет смысл обратиться в курирующие организации. Так, при отсутствии реакции на претензию в Росгосстрах, потребитель услуги может обратиться в Центробанк, который выдаёт лицензии или некоммерческое объединение «Российский союз автостраховщиков».

2. Невозможность осуществления выплат по кредиту

К сожалению, попадание в «кредитный тупик» — очень распространённая среди потребителей кредитных продуктов ситуация, особенно в условиях финансового кризиса. Что касается реструктуризации долга, которая представляется кредитно-финансовыми организациями как уступка должнику, в 90% случаев она приводит к ещё большему погружению кредитуемого лица в долговую яму.

Единственным эффективным решением в данной ситуации будет направить досудебную претензию в банк с требованием изменить условия договора и сделать ежемесячную выплату доступной для должника, рассчитав её в соответствии с размером его ежемесячного дохода. Ответ банка в виде судебного иска не должен пугать подателя претензии. Напротив, в результате судебного разбирательства сумма долга может быть уменьшена также, как и размер ежемесячного платежа.

Распространёнными видами досудебных претензий являются претензия виновнику ДТП для возмещения нанесённых им убытков

Распространёнными видами досудебных претензий являются претензия виновнику ДТП для возмещения нанесённых им убытков

Кроме вышеперечисленных случаев, распространёнными видами досудебных претензий являются претензия виновнику ДТП для возмещения нанесённых им убытков, должнику, не соблюдающему условий договора займа и др. Составление каждой отдельной претензии предполагает детальное ознакомление со спецификой сферы рынка и предоставление максимально полного пакета документов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ