КАК оценить драгоценный камень, огранка камней в домашних условиях.

Как оценить драгоценный камень

Как ни прискорбно это отмечать, российский ювелирный рынок наводнен большим количеством подделок, имитаций и синтетических камней, выдаваемых за природные. Чтобы оценить качество драгоценных камней, проверки сертификата и прочей документации порой бывает недостаточно.

Как оценить драгоценный камень

Оценка в домашних условиях

Существует четыре основных критерия оценки драгоценных камней: цвет, чистота, вес и огранка. Цвет складывается из таких показателей как оттенок, тон и насыщенность. Большинство самоцветов обладают широкой вариативной палитрой оттенков, поэтому адекватно оценить этот параметр неспециалисту достаточно тяжело. Зато насыщенность вполне можно определить на глаз. Что касается тона – степени светлоты, ее показатель производитель обязан указывать в прейскурантах. Оптимальным считается диапазон 60-80%.

Чтобы оценить степень чистоты в домашних условиях, камень нужно посмотреть на просвет через лупу с десятикратным увеличением.
Важно помнить, что идеально прозрачные камни встречаются в природе исключительно редко – почти всегда имеют место какие-либо микроскопические включения.

Вес существенно влияет на ценообразование: чем больше масса – тем дороже изделие. Вес измеряется в каратах (1 карат = 200 мг), для его определения ювелиры используют особые весы. В домашних условиях рассчитать вес можно по таблице соответствия диаметра каратам.

Наконец, качество огранки можно определить «на глаз», если покрутить изделие на ярком свету. Хорошо ограненный камень будет играть и переливаться всеми цветами радуги.

Геммологическая экспертиза

Геммологическая экспертиза – самый действенный способ оценки подлинности и качества драгоценных камней. Она является разновидностью почвоведческой экспертизы и позволяет установить природу использованного минерала, источник его происхождения, а также состав и технологию получения в случае, если драгоценный камень синтетический. Стоимость подобной экспертизы высока: к ней прибегают в тех случаях, когда существует опасность переплатить за несуществующее качество дорогого изделия. Также имеет смысл обратиться к профессионалам при приобретении антикварного украшения для проверки его подлинности.

Геммологическая экспертиза носит комплексный характер. Методика исследования драгоценных камней включает в себя рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ, а также рентгенолюминесценсцию. Специалисты измеряют и оценивают показатели твердости, плотности, преломления, равномерность и чистоту цвета, плеохроизм и т.д. Они также выявляют наличие повреждений и природу их возникновения. Стоит отметить, что провести экспертизу, не вынимая камень из украшения, невозможно, поэтому доверять ювелирные изделия можно только проверенным специалистам с безупречной репутацией.

По завершению всех необходимых процедур специалисты составляют экспертное заключение с подробной информацией о характеристиках цвета, хрупкости, плотности, качестве огранке, месте происхождения камня и т.п.

_

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста – Ярмарка Мастеров

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Для этого нам понадобятся:

Квадрант  —  инструмент,  предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Алмазная паста;

Штангенциркуль;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Лупа.

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень.  Для этого используем специальный клей-мастику.

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок  при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

 С  помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли  размер.

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем  грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша.  Мне удобнее начинать с павильона.

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

После нанесения  верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют  верхние и нижние клинья короны.

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Полируем боковые грани коронки.

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

 

www.livemaster.ru

Виды огранки драгоценных камней: радиант, октагон, триллион

Чтобы раскрыть красоту драгоценных камней, которые в своем натуральном природном состоянии не всегда выглядят привлекательно, люди стали применять различные виды огранок. Профессиональные ювелиры разработали множество способов огранки кристаллов, придавая им красивые и оригинальные очертания. Правильно выбранная форма огранки подчеркнет красоту минерала и усилит его сияние.

Почему необходимо обрабатывать драгоценные камни?

Огранка камней представляет собой сложный процесс, в ходе которого самоцветам, как драгоценным, так и полудрагоценным, придается необходимая форма. Задача мастера состоит в том, чтобы учесть все нюансы исходного экземпляра, его особенности строения и состава. Приняв во внимание эти тонкости, можно добиться потрясающего результата, когда поверхность невзрачного камушка становится гладкой и на ней начинают проявляться четкие грани.

Различные формы огранок камней способствуют возникновению ярких световых бликов. Их переливы дают потрясающий блеск, и кристалл начинает «играть». Свет, попадая на грани, преломляется, переливаясь всеми оттенками спектра, и мы можем наблюдать необычные световые эффекты.