КАК оценить драгоценный камень, огранка камней в домашних условиях.

Как оценить драгоценный камень

Как ни прискорбно это отмечать, российский ювелирный рынок наводнен большим количеством подделок, имитаций и синтетических камней, выдаваемых за природные. Чтобы оценить качество драгоценных камней, проверки сертификата и прочей документации порой бывает недостаточно.

Как оценить драгоценный камень

Оценка в домашних условиях

Существует четыре основных критерия оценки драгоценных камней: цвет, чистота, вес и огранка. Цвет складывается из таких показателей как оттенок, тон и насыщенность. Большинство самоцветов обладают широкой вариативной палитрой оттенков, поэтому адекватно оценить этот параметр неспециалисту достаточно тяжело. Зато насыщенность вполне можно определить на глаз. Что касается тона – степени светлоты, ее показатель производитель обязан указывать в прейскурантах. Оптимальным считается диапазон 60-80%.

Чтобы оценить степень чистоты в домашних условиях, камень нужно посмотреть на просвет через лупу с десятикратным увеличением.
Важно помнить, что идеально прозрачные камни встречаются в природе исключительно редко – почти всегда имеют место какие-либо микроскопические включения.

Вес существенно влияет на ценообразование: чем больше масса – тем дороже изделие. Вес измеряется в каратах (1 карат = 200 мг), для его определения ювелиры используют особые весы. В домашних условиях рассчитать вес можно по таблице соответствия диаметра каратам.

Наконец, качество огранки можно определить «на глаз», если покрутить изделие на ярком свету. Хорошо ограненный камень будет играть и переливаться всеми цветами радуги.

Геммологическая экспертиза

Геммологическая экспертиза – самый действенный способ оценки подлинности и качества драгоценных камней. Она является разновидностью почвоведческой экспертизы и позволяет установить природу использованного минерала, источник его происхождения, а также состав и технологию получения в случае, если драгоценный камень синтетический. Стоимость подобной экспертизы высока: к ней прибегают в тех случаях, когда существует опасность переплатить за несуществующее качество дорогого изделия. Также имеет смысл обратиться к профессионалам при приобретении антикварного украшения для проверки его подлинности.

Геммологическая экспертиза носит комплексный характер. Методика исследования драгоценных камней включает в себя рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ, а также рентгенолюминесценсцию. Специалисты измеряют и оценивают показатели твердости, плотности, преломления, равномерность и чистоту цвета, плеохроизм и т.д. Они также выявляют наличие повреждений и природу их возникновения. Стоит отметить, что провести экспертизу, не вынимая камень из украшения, невозможно, поэтому доверять ювелирные изделия можно только проверенным специалистам с безупречной репутацией.

По завершению всех необходимых процедур специалисты составляют экспертное заключение с подробной информацией о характеристиках цвета, хрупкости, плотности, качестве огранке, месте происхождения камня и т.п.

_

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста – Ярмарка Мастеров

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Для этого нам понадобятся:

Квадрант  —  инструмент,  предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Алмазная паста;

Штангенциркуль;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Лупа.

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень.  Для этого используем специальный клей-мастику.

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок  при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

 С  помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли  размер.

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем  грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша.  Мне удобнее начинать с павильона.

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

После нанесения  верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют  верхние и нижние клинья короны.

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Полируем боковые грани коронки.

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

 

www.livemaster.ru

Виды огранки драгоценных камней: радиант, октагон, триллион

Чтобы раскрыть красоту драгоценных камней, которые в своем натуральном природном состоянии не всегда выглядят привлекательно, люди стали применять различные виды огранок. Профессиональные ювелиры разработали множество способов огранки кристаллов, придавая им красивые и оригинальные очертания. Правильно выбранная форма огранки подчеркнет красоту минерала и усилит его сияние.

Почему необходимо обрабатывать драгоценные камни?

Огранка камней представляет собой сложный процесс, в ходе которого самоцветам, как драгоценным, так и полудрагоценным, придается необходимая форма. Задача мастера состоит в том, чтобы учесть все нюансы исходного экземпляра, его особенности строения и состава. Приняв во внимание эти тонкости, можно добиться потрясающего результата, когда поверхность невзрачного камушка становится гладкой и на ней начинают проявляться четкие грани.

Различные формы огранок камней способствуют возникновению ярких световых бликов. Их переливы дают потрясающий блеск, и кристалл начинает «играть». Свет, попадая на грани, преломляется, переливаясь всеми оттенками спектра, и мы можем наблюдать необычные световые эффекты.

Виды огранки драгоценных камней могут быть различными, но главное, что учитывается при проведении этой разновидности ювелирных работ, – это тип граней и та форма, которая придается камню. Вариантов огранки камней существует очень много, но любой из них подразумевает очень продолжительный и трудный процесс создания кристалла идеальной формы. Используя различные инструменты для огранки, на самоцвете создается от 30 до 240 граней. Называемые фацетами, они должны быть идеально ровными и располагаться под выверенным углом.

Основные понятия

Главной задачей мастеров является придание привлекательного внешнего вида драгоценным самоцветам. На протяжении нескольких сотен лет появлялись различные виды огранки, которые позволяли в полной мере раскрыть красоты кристаллов, многие из которых без подобной обработки не смогли бы блистать в роскошных ювелирных изделиях.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Кушон

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

karatto.ru

Критерии оценки драгоценных камней. Цвет, чистота, вес…

Существует четыре основных критерия оценки самоцветов, которые могут быть применимы к драгоценным камням неорганического происхождения, например, алмаз, рубин, сапфир, изумруд и т.д. Звучат они следующим образом: Цвет (color), Чистота (clarity), Огранка (cut), Вес (carat weight).

Цвет

Несомненно, цвет всегда будет основополагающим фактором в оценке драгоценных камней. Цвет же ограненной вставки характеризуется тремя критериями: оттенок, тон, интенсивность (насыщенность). Разберём каждый в отдельности.

Оттенок это важный критерий, особенно для таких камней, как изумруд, рубин. Почему? Дело в том, что эти самоцветы имеют один основной цвет, для изумруда — зелёный, для рубина — красный. И именно в данном случае оттенок (цветовая комбинация основного цвета) очень важна в оценке цвета камня. Например, изумруд, основной цвет зелёный. Оттенок может быть желто-зелёный, сине-зелёный. Рубин, основной цвет красный. Возможные оттенки: коричнево-красный, фиолетово-красный, оранжево-красный. Для таких камней, как топаз, турмалин этот критерий слабо применим, потому что эти самоцветы имею сами по себе множество разных цветов. И конкретный цвет имен конкретную ценность.

Тон — мера темноты. Эту величину можно отобразить в процентном соотношении. От 0 % — самый бледный до 100 % — самый темный (непрозрачный), 60-80 % — оптимальный.

Интенсивность — насыщенность (яркость) цвета. Очень важный фактор. Когда оттенок и тон драгоценной вставки идеальны, степень насыщенности сильно влияет на цену самоцвета, удорожая, либо удешевляя его.

Чистота

Чистота это то — чем не стоит пренебрегать, когда вы покупаете камни, такие как, топаз, цитрин, аметист, кварц. Дело в том, что в природе такие самоцветы очень распространены. И хорошим показателем чистоты для них является VVS — IF(FL), что в общем-то не редкость. Другой вопрос, когда вы приобретаете изумруд, демантоид, не облагороженный рубин или большой кабошон граната, тёмного насыщенного цвета. Здесь чистота играет далеко не первозначительную роль при оценке драгоценного камня. Изумруд, например, крайне редко бывает чистым, равно как и рубин. В данном случае главную роль играют цвет, тон и степень прозрачности. Вы можете приобрести бледный, жёлто-зелёный изумруд с чистотой VS за относительно не большую цену. Однако вы заплатите на много больше за яркий, насыщенный замбийский изумруд того же веса, но с чистотой I2 — I1.

Огранка

Огранка — неотъемлемый атрибут оценки драгоценного камня, но не самый важный. Степень важности качества огранки увеличивается, когда мастер гранит относительно не дорогой, распространённый материал. Например — топаз, цитрин, аметист, гранат. Здесь нет смысла гнаться за массой готового камня в ущерб качеству огранки, ибо в итоге вы получите «мёртвый, безжизненный» камень. Поэтому главная задача мастера — заставить этот самоцвет играть, сверкать, искриться, невзирая на то, сколько массы заготовки он сточит, пока добьётся нужного результата.

Когда нужно огранить редкий образец драгоценного камня с небольшой массой, например, васильковый сапфир или бирманский не облагороженный рубин, то в таком случае, выход массы очень важен. И качество огранки уходит на последнее место, так как это последний критерий, на который будут обращать внимание при оценке столь редкой ювелирной вставки.

Вес

При оценке драгоценных камней вес играет заключительную роль. Тут всё просто, чем больше весит камень, тем он дороже. И цена самоцвета в некоторых случаях увеличивается не пропорционально весу. Как только вес камня приближается к определённому потолку, то его стоимость растет в геометрической, а не арифметической прогрессии в отношении к его массе.


Предыдущая статья:

Что такое чистота драгоценных камней?


Следующая статья:

Шкала твёрдости Мооса


А вы читали другие статьи этого раздела?

Что необходимо знать, перед покупкой драгоценных камней

finesell.ru

описание и фото :: SYL.ru

Лучшие друзья девушек оцениваются не только по чистоте, цвету и весу в каратах, но и по форме огранки. От нее зависит, насколько красивой будет игра цвета и форма драгоценного камня. Форма обработанного материала для дорогих украшений может выглядеть как геометрическая фигура: круг, овал, треугольник, ромб и так далее. Огранкой же характеризуется число граней, их расположение и очертания. Какие существуют виды огранки драгоценных камней? Познакомимся с азами ювелирного мастерства.

Технология обточки и огранки драгоценных камней

Прежде чем приступить к описанию видов огранки драгоценных огней, стоит уделить внимание технологии работы с сырьем. Этап обточки определяет качество будущего изделия и процент использования сырья. Когда-то все операции производились вручную, но сегодня разработаны специальные станки. Один опытный оператор может одновременно обслуживать около двенадцати таких машин. Весь процесс и результат обработки отражается на мониторе.

Огранка производится с целью придания природным и синтетическим материалам определенной формы, количества граней, достижения блеска, устранения некоторых пороков (как правило, естественного происхождения). Весь процесс делится на две стадии: шлифовка и полировка.

Во время шлифовки с поверхности обрабатываемого сырья удаляются частицы для придания ему определенной формы. В дальнейшем при полировке отшлифованным поверхностям придается зеркальный блеск. После выполнения всех технологических операций производится промывка камней в кислотном растворе, а последняя – в кипяченой воде, и двукратная сушка спиртом. После этого все камни направляются в отделы контроля качества продукции.

Виды огранки: стандартная круглая и фантазийная

Более 90 % бриллиантов и множество других драгоценных и полудрагоценных камней имеют круглую форму. Этот вид огранки драгоценных камней считается классическим. Отличает круглую форму стандартные орнамент и пропорции, более высокая стоимость готового изделия, высокопрофессиональный подход к выполнению всех операций. Этот вид огранки драгоценных камней (описание и формы далее рассматриваются более подробно) приводит к безвозвратной потере более половины от исходной массы материала.

Другие формы огранки (все, кроме круглой формы) называются фантазийными. Хотя известный аргентинский ювелир Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь множество алмазов, считает, что фантазийной следовало бы назвать именно круглую форму сырья для ювелирных изделий. В природе встречаются алмазы в разных формах, но те, которые задают форму будущего камня, могут быть квадратными, треугольными, прямоугольными, скошенными, но никогда не бывают круглыми.

Привлекательность фантазийных видов огранки драгоценных камней основана главным образом на привлекательности самой формы, а не игре цвета и глубине оттенка камня. Даже наименование той или иной формы огранки в большинстве случаев звучит привлекательнее, например «Принцесса» или «Маркиз». Стандартная же огранка более продумана в плане игры света, наиболее красивого вида камня по оптическим свойствам.

Классика обработки драгоценных камней

Как уже упоминалось выше, классическим видом огранки драгоценных камней является круглая форма. Это проверенная временем огранка, которую придумали одной из первых еще в начале двадцатого века. Тогда же появились специальные алмазные пилы, которые позволили работать даже с самыми твердыми минералами. Так ювелиры начали с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

В круглых драгоценных и полудрагоценных камнях 57 граней. Именно такой вид и количество граней наилучшим образом показывают блеск и игру света в камне, глубину его оттенка. Также круг способствует долгожительству ювелирного изделия, так как сводит к минимуму риск сколов и другого рода повреждений. При перепродаже круглая огранка оценивается дороже других.

Для небольших камней используются упрощенный способ в 33, если камень весом до 0,99 карата, или 17 граней, если исходный материал весит до 0,29 карата. Главной отличительной особенностью этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней является то, что в процессе обработки теряется около половины первоначальной массы. Если взять два камня (один с круглой, другой – с фантазийной огранкой) с одинаковым весом, то внешне материал, обработанный фантазийным способом, будет выглядеть больше.

Овальная огранка драгоценностей

Такой вид огранки драгоценных камней (форма овала) используется для изготовления колец, сережек, браслетов, подвесок или ожерелий. Вариант вошел в ювелирный «обиход» в шестидесятых годах прошлого века. Камни овальной формы в кольцах зрительно удлиняют пальцы, делают их изящными и тонкими. Ювелирные изделия с материалом такой огранки красиво блестят и переливаются на свету. Обычно камни овальной формы имеют 57 фасетов – так грани называют ювелиры.

Вариант огранки из средневековой Франции

Огранка «Маркиз» с 55 гранями используется для колец, сережек и подвесок. Интересный факт: вид огранки драгоценных камней получил свое название по имени маркизы де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV и жила при дворе. Только вот в русском языке «маркиз» — это скорее мужской, чем женский аристократический титул.

«Маркиз» — это огранка драгоценного камня в форме овала, но с заостренными углами, многим этот вариант больше напоминает лодочку, чем кокетливую улыбку французской дамы.

С украшением, драгоценный или полудрагоценный камень в котором огранен в форме «Маркиз», нужно быть предельно осторожным. Острые концы – уязвимая и очень хрупкая часть изделия. Кольца с таким камнями зрительно удлиняют пальцы и придают аристократическое изящество своей обладательнице или обладателю.

Утонченная «груша», или «капля»

Черты двух предыдущих вариантов – овальной огранки и «Маркиз» – сочетает «капля», или «груша». Для этого вида огранки драгоценных и полудрагоценных камней характерно наличие только одного заостренного конца, второй же остается близким к стандартной овальной форме. Особенно важно качество обработки именно заостренного конца. В стандартном варианте такой вид огранки драгоценных камней (фото ниже) имеет 55 или 56 граней.

Камни грушевидной формы, как и близкие им изделия с овальными драгоценностями или огранкой «Маркиз», зрительно удлиняют шею, если используются в кулонах или ожерельях, придают изящество пальцам, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса» для настоящих леди

«Принцесса» по оптическим свойствам близка к классической круглой огранке драгоценных и полудрагоценных камней. Свет в камне удивительным образом «играет», а форма обычно квадратная или прямоугольная. Придумали такой вид огранки драгоценных камней и технологию их обработки в конце шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века.

Камни «Принцесса» чаще всего используются для обручальных колец. Количество граней может различаться (49, 65, 69 или иное число). Такой камень теряет меньше исходного веса при обработке, чем другие фантазийные варианты. Да и стоит «принцесса» дешевле романтической формы сердца или капли.

Очень хрупкими являются прямые углы, они требуют дополнительной защиты.

«Изумруд», подчеркивающий естественную чистоту

«Изумруд» — это прямоугольная огранка, которая применяется, как правило, для крупных драгоценностей исключительной естественной чистоты, так как скрыть практически любые мелкие изъяны при такой обработке совершенно не представляется возможным. Все потому, что «Изумруд» — это большое количество (57 или 65, как правило) мелких граней.

По способности играть светом этот вид огранки уступает лишь круглой и «Принцессе». По интенсивности световых вспышек, однако, «Изумруд» их превосходит. Используются такие камни в серьгах, кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах.

Вариация «Изумруда» от бельгийских ювелиров

«Ашер» — это вариация огранки «Изумруд». От «Изумруда» такие камни отличаются только большей «этажностью» — большим количеством ярусов. Несмотря на свою исключительную сложность, обрабатывать камни таким способом начали с 1902 года, когда огранка была изобретена бельгийскими братьями-ювелирами. Назвали вид огранки по фамилии братьев-ювелиров. Пик популярности этого варианта пришелся на тридцатые годы двадцатого века.

Число граней (может быть 25, 49, 72 или иное) меняется в зависимости от размера и веса камня. Используется «Ашер» в кольцах, сережках, ожерельях и браслетах, а также других ювелирных украшениях. Такой вид обработки хорошо подходит для драгоценных изделий в стиле ар-деко.

Мужской вариант огранки «Радиант»

Огранка «Радиант» обычно имеет 65 или 70 граней (фасетов), используется для сережек, кулонов и колец. Обладательницам или обладателям коротких пальцев стоит быть осторожными с таким вариантом украшений, так как «Радиант» зрительно еще больше укорачивает и утолщает пальцы. Тип обработки синтетического или натурального камня вобрал в себя некоторые характерные черты «Принцессы» и «Изумруда».

Чаще «Радиант» предпочитают мужчины, так как такой вид огранки драгоценных камней (и их обработка) имеет величественный и даже несколько брутальный характер. Подходит обработка только для камней солидных размеров, которые красивы сами по себе.

Романтичное «Сердце» для кулонов и подвесок

Романтичная огранка «Сердце» красиво играет на свету. Используется при изготовлении сережек, кулонов, подвесок, в кольцах встречается реже, так как сложную форму тяжело сделать из небольшого камня. По способу обработки вариант близок к «Капле», число граней обычно составляет 57-58.

Соотношение длины и ширины драгоценности после обработки должно составлять пропорцию один к одному. Именно такое соотношение делает форму красивой и прочной. Пропорция обеспечивает меньшую уязвимость центра сердца при случайных ударах или падениях.

Необычный «Триллион»

Число фасетов может различаться: 19, 31, 37, 52 или иное количество. Используется «Триллион» (другое название «Триллиант») в кольцах, подвесках, ожерельях, браслетах и сережках.

Вид огранки драгоценных камней под названием «Триллиант» с острыми или гладкими углами возник в Голландии. Это один из самых «молодых» вариантов обработки искусственных или натуральных камней, так как придумали его в восьмидесятых годах двадцатого века. Форма граней может быть квадратной, ромбовидной или прямоугольной – все зависит от начальных свойств камня и творческого замысла.

Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Камни, обработанные огранкой «Кабошон», выглядят довольно-таки необычно. Это круглая форма, но камень получается абсолютно гладким. Обычно таким способом обрабатываются камни, которые практически не пропускают свет, но обладают хорошим оптическим эффектом и глубоким собственным цветом. Именно в виде «Кабошонов» наилучшим образом проявляют свои свойства бирюза, опал, волосатик кошачий глаз, лунный камень, звездчатые рубин и сапфир.

Другие виды обработки драгоценных камней

Виды огранки драгоценных камней (названия и описание выше) не заканчиваются приведенным списком. Еще есть «Багет» – прямоугольная огранка со «ступеньками». Если соотношение сторон при этой обработке в итоге составляет один к одному, то получается стандартный квадрат. В России традиционные «Багеты» имеют пропорцию от 1,4 к 1 и более.

Не особенно распространена огранка «Октагон», которая похожа на «Принцессу». Чем примечателен этот вид обработки, так это тем, что идеально подходит для очень хрупких драгоценных камней. «Октагон» эффективно защищает от сколов и выгодно представляет оптические свойства камня.

Огранка «Пятигранник» в полной мере повторяет форму одноименной геометрической фигуры. Обычно камни, обработанные таким способом, вставляются в объемные украшения, которые приобретаются «по моде» и на один сезон. А вот «Шестигранник» более долговечен и обычно является центральным камнем композиции.

Шкала оценки качества огранки

Качество огранки указывается в сертификате, который в обязательном порядке прилагается к украшению. В зарубежной системе принята такая классификация:

  • Е – отличная огранка;
  • VG, G – хорошая;
  • F – удовлетворительная;
  • P – неудовлетворительная.

Российские ювелиры тоже используют буквенные символы, но классифицируют камни не по первой букве качества обработки, а по алфавиту – А, Б, В, Г, где А – первоклассная огранка. Правда, отечественные ювелиры оценивают камни строже. Например, камни категории Е по российским стандартам вполне могут соответствовать букве Б.

www.syl.ru

Виды огранок драгоценных камней: описание, особенности и отзывы

Ювелиры – квалифицированные мастера, способные увидеть в мутном осколке минерала прекрасный драгоценный камень и придать ему великолепную форму. Виды классической огранки драгоценных камней сегодня используются многими мастерами каменного дела и включают в себя три основных типа огранки – кабошон, круг и фацетная – которые, в свою очередь, подразделяются на 250 разновидностей. Конкретный тип обработки подбирается ювелиром в зависимости от определенных факторов: размера и вида минерала, его чистоты, твердости, оптических свойств и умений и навыков самого мастера.

Ниже представлен список видов огранки драгоценных камней, используемых мастерами всего мира.

Кабошон

Самый древний вид огранки драгоценных камней, при которой минералу придается выпуклая форма без фацетов. Обычно такой тип обработки используется для огранки непрозрачных либо полупрозрачных вставок, минералов с эффектом «кошачьего глаза». Огромную роль играет качество полировки и шлифовки камня, поскольку главным требованием к кабошонам является идеально гладкая поверхность.

Круг

Круг – классическая огранка драгоценных камней. Виды обработки камней другими способами появились значительно позже ее. Впервые круглая огранка была придумана в 1900 годах. Именно в это время были изобретены алмазные пилы, которые дали мастерам-ювелирам возможность работать с алмазами и с их помощью обрабатывать другие алмазы, превращая их в бриллианты.

Круглая огранка камней и ее виды, разнящиеся в зависимости от количества граней, помогают создать уникальные и оригинальные украшения. Оптимальным видом считается огранка в 57 фацет – она придает бриллиантам блеск и показывает всю красоту и игру света в их гранях. Наиболее максимально такая огранка ценится при перекупке камней. Небольшие камни обрабатываются в 33 грани или 17 граней.

Большая потеря веса камня – характерная особенность данного типа огранки. Обработка минерала забирает порядка 50% первоначальной массы.

Овал

Виды огранок драгоценных камней включают в себя одну из разновидностей круглой обработки – овал. Ювелиры используют ее в основном для круглых самородков. Впервые овальная огранка появилась только в 1960-х годах.

Груша

Несмотря на столь необычное название, камни, обработанные таким образом, больше напоминают каплю. Боковые фацеты выполнены в виде клиньев, верхняя площадка гладкая, что обеспечивает игру света. Таким образом обрабатываются как средние, так и крупные камни. Груша подразделяется на такие виды огранок ювелирных камней, как бриолет и капля.

Маркиз

Данный вид обработки драгоценных камней был назван в честь маркизы де Помпадур – фаворитки короля Людовика XV. Кокетливая улыбка всемирно известной красавицы была увековечена в овальной огранке драгоценностей с продолговатыми, заостренными кончиками. По форме обработанные таким образом камни больше похожи на лодочку.

Ограненные под «маркиза» камни очень хрупкие: их удлиненные кончики легко можно сломать, поэтому такие украшения носятся очень аккуратно.

Багет

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя прямоугольную обработку – багет. По сути, он является показателем качества, поскольку показывает как минусы, так и плюсы камня. Во вставках такой формы невооруженным глазом можно заметить внутренние дефекты или ошибки огранки. По этой причине при выборе подобных украшений желательно обращать внимание на качество обработки камня.

Принцесса

Для «принцессы» характерна необычная игра света в камне, но при этом она выполняется в квадратной либо прямоугольной форме. Впервые появилась в 1960-1970 годах. Стоимость такого камня меньше, поскольку во время огранки он практически не теряет в весе. Бриллианты обрабатываются в форме «принцесса» для украшения обручальных колец. При помещении камня в оправу стараются закрыть прямые углы, поскольку они являются наиболее хрупкими.

Октагон

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя восьмигранную обработку. Самой популярной считается изумрудная огранка, защищающая минералы от сколов и повреждений, показывая с выигрышной стороны чистоту и оттенок камня.

Изумруд

Такой тип огранки представляет собой прямоугольник со срезанными углами и большими фацетами. Используют его в основном для обработки крупных камней идеальной чистоты, поскольку спрятать изъяны самородка за большим количеством граней невозможно. Не так играет светом, как круглая огранка или огранка «принцесса», но по яркости и силе преломляемых вспышек значительно их превосходит.

Триллион

Самая эффектная огранка драгоценных камней. По форме напоминает треугольник с клиньями. В зависимости от дизайна готового украшения, характеристик самоцвета и фантазии и умения ювелира могут меняться количество фацетов и форма камня, то является преимуществом триллиона. Впервые такой вид огранки был придуман в Амстердаме, а на сегодняшний день он является самым популярным в мире.

Сердце

Сложные и дорогостоящие виды огранок драгоценных камней включают данный тип – сердце. Используют его только при изготовлении эксклюзивных украшений. Красота каменного сердца зависит от мастерства ювелира, поэтому при выборе таких изделий в первую очередь смотрят на ровность контура.

Кушон

Нередко такой вид огранки драгоценных камней именуется античной, или антиком. Ювелиры прибегают к нему в тех случаях, когда требуется сохранить изначальный вид минерала. К примеру, практически все бриллианты эпохи барокко огранялись именно в такой форме.

Радиант

Внешне камень, которому придали такую огранку, похож на квадрат или прямоугольник с обрезанными углами. Радиант объединяет в себе черты таких огранок, как «изумруд» и «принцесса». Ювелиры применяют его для минералов, которые должны быть показаны во всей красе: игра света, цвет, чистота, прозрачность и размеры камня демонстрируются при такой обработке. Такая огранка имеет больше мужественный и брутальный характер, поэтому ее нередко выбирают для создания мужских украшений. Визуально такие изделия укорачивают фаланги пальцев.

Ашер

Квадратные виды огранок драгоценных камней включают такую разновидность, как Ашер. Он во многом похож на Изумруд, но имеет большее количество фацетов. Изобретена такая огранка была в 1902 году в Бельгии братьями-мастерами по камню Ашер, наиболее популярна она стала в 1930 годах. В зависимости от размера камня изменяется количество граней. С ограненными в таком виде камнями изготавливаются изделия в стиле ар-деко.

Зачем обрабатываются драгоценные камни?

Огранка – механическая обработка полудрагоценных и драгоценных самоцветов, проводимая с целью придания камням нужной формы и строения, которые обеспечивают полное проявление особенностей материала. Во время процесса обработки на поверхности камня формируются правильные геометрические поверхности, которые складываются в нужную фигуру.

Огранка создает игру света, при которой демонстрируется оптимальное восприятие блеска и цветовой палитры самоцветов. Большое количество граней и их расположение гарантируют переливчатый световой эффект. Формирование и расположение фацетов и поверхностей многократно преломляет и отражает световые лучи, фокусируемые камнем. Цветовые переливы дают составляющие оттенки спектра, на которые раскладываются преломленные лучи.

Ограночная технология и обработка драгоценных и полудрагоценных камней с ее помощью подразумевает под собой два основных элемента: вид граней и внешнюю форму камня. Виды и формы огранки драгоценных камней на сегодня многочисленны, однако сам процесс придания самоцвету нужной формы очень трудоемок и длителен. Минимальное число фацетов составляет 30, а в сложных формах оно может достигать 240. При этом каждая из них должна быть выполнена под идеально правильным углом и с ровной поверхностью.

Исключая игру света в камне, огранка должна соответствовать нескольким критериям. Это:

  • Шлифовка материала.
  • Минимальная потерянная масса.
  • Проявление формы и колорита.
  • Соответствие камня всему украшению по цвету, форме, стилю.

В зависимости от типа камня, его размера и назначения готового украшения ювелир подбирает определенную форму огранки. Для некоторых видов камней – к примеру, изумрудов и бриллиантов – имеются свои формы огранки, для других используются любые типы.

Придать любому украшению благородный и привлекательный внешний вид может огранка драгоценных камней. Виды и способы обработки самоцветов изобретались и совершенствовались веками, и каждый из них обладает своими характерными особенностями. Без огранки любой, даже самый дорогой и редкий камень будет казаться безделушкой. Только в руках настоящего мастера-ювелира самоцвет получает вторую жизнь и радует людей своей красотой, изяществом и неповторимостью.

fb.ru

10 видов огранки драгоценных камней

Лучшие друзья девушек – драгоценные камни – оцениваются не только по весу в каратах, чистоте и цвету, но и по огранке. От нее зависит, насколько красивой будет его форма и игра света в нем. Какие основные виды огранки существуют? Знакомимся с ювелирными азами.

Огранка камня и его форма – не одно и то же. Форма относится к общему контуру обработанного алмаза и выглядит как некая геометрическая фигура: круг, квадрат, ромб, треугольник, овал и прочее. Огранка характеризует число, расположение, очертания и пропорции граней камня. У камней одинаковой формы вполне может быть различная огранка

Круглая огранка

Число граней: 57, 33, 17

Для каких украшений используется? Для любых – это универсальный вид огранки бриллиантов

Круглая огранка – классика обработки бриллиантов, проверенная временем. Она самая старшая среди «сестер» и «братьев» – других видов огранки драгоценных камней. Придумали ее в начале 1900-х годов. Тогда были изобретены алмазные пилы, позволившие ювелирам работать с самым твердым из минералов Земли и Вселенной, то есть с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

Круглая огранка в 57 граней наилучшим образом демонстрирует блеск и игру света в бриллианте и способствует его долгожительству, сводя к минимуму риск сколов и других внешних повреждений. Такая огранка высоко оценивается при перепродаже камня. Для небольших бриллиантов используется упрощенная круглая огранка в 33 грани (для камней весом до 0,99 карата) и 17 граней (0,29 карата и менее).

Особенностью круглой огранки является большая потеря веса самородка: после обработки «уходит» до 50% первоначальной массы алмаза.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Овальная огранка 

Число граней: 57

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, подвески

Вариант круглой огранки, вошедший в ювелирный обиход в 1960-е. «Овал» имеет грани-клинья большей площади и вытянутую форму, придает камню красивый блеск и переливы оттенков на свету. Находясь в кольце, камень такой огранки визуально удлиняет пальцы, делает их более тонкими, изящными.

Золотая подвеска SL с бриллиантами и сапфирами (цена по ссылке)

Огранка «Маркиз»

Число граней: 55

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Французское слово marquise – «маркиза» – произносится как «мар-ки-и-из». Поэтому вид огранки, названный в честь маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, в русском языке звучит и пишется как… мужской, а не женский аристократический титул. Овальная огранка с заостренными продолговатыми концами увековечила кокетливую улыбку легендарной красавицы. Впрочем, многим этот вид обработки драгоценных камней по форме больше напоминает лодочку.

Кольцо с самородком огранки «Маркиз» визуально удлиняет пальцы того, кто его носит. Будьте аккуратнее с украшением: острые клиновидные концы – уязвимая, потому что хрупкая, часть камня, ограненного «под аристократа».

Золотые серьги SL с бриллиантами и аметистами (цена по ссылке)

Огранка «Груша» («Капля»)

Число граней: 55–56

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, ожерелья

Этот вид обработки драгоценных камней объединяет черты овальной огранки и огранки «Маркиз». Суженный конец у грушевидной формы один, и именно он должен быть особенно тщательно защищен оправой. Камни-«капли», как и «овалы», «маркизы», создают иллюзию более длинной, изящной шеи или пальцев, если речь идет о кольце.

Золотая подвеска SL с бриллиантами и сапфирами (цена по ссылке)

Огранка «Принцесса»

Число граней: 49, 65, 68, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Как и круглая огранка, «Принцесса» славится щедрой игрой света в камне, но имеет при этом прямоугольную (реже квадратную) форму. Придумана в конце 1960-х – начале 1970-х. Самородок с такой огранкой меньше теряет в исходном весе и, как правило, стоит дешевле, чем бриллиант классической круглой огранки в 57 граней. «Принцесса» – один из самых популярных видов обработки бриллиантов для обручальных колец. Прямые углы камня очень хрупки, они требуют хорошей защиты от оправы украшения.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Ювелиры используют такой синоним слова «грань», как «фасет» («фацет»). Площадки-грани, они же фасеты, наносятся на поверхность камня, чтобы лучи света, падая на него, преломлялись и создавали эффект сияния изнутри. Все виды огранки, кроме круглой, считаются фантазийными

Огранка «Изумруд»

Число граней: 57, 65, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Серьги, кольца, браслеты, подвески, ожерелья

Прямоугольник со срезанными углами и достаточно большими гранями – подобная огранка применяется для драгоценных камней крупного размера и исключительной чистоты, так как скрыть какие-либо изъяны самородка за множеством мелких граней при такой обработке его поверхности не получится. Несколько уступает круглой огранке или огранке «Принцесса» по способности играть преломленным светом, однако превосходит их по силе и яркости отдаваемых световых вспышек.

Золотые серьги SL с бриллиантами, топазами и изумрудами (цена по ссылке)

Огранка «Ашер»

Число граней: 25, 49, 72, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья

Квадратная разновидность огранки «Изумруд», имеющая больше «этажей» – ярусов из граней. Огранка изобретена в Бельгии в 1902 году братьями-ювелирами Ашер, первый пик ее популярности пришелся на 1930-е годы. Число граней варьируется в зависимости от веса (читайте, размера) камня. С точки зрения дизайна украшений этот вид огранки характерен для драгоценностей в стиле ар-деко.

Золотое кольцо SL с бриллиантами и топазами (цена по ссылке)

Огранка «Радиант»

Число граней: 65, 70, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, кулоны

Камень подобной огранки выглядит как восьмиугольник – квадрат или прямоугольник со срезанными углами. «Радиант» как вид обработки поверхности драгоценных самородков вобрал в себя черты огранок «Принцесса» и «Изумруд». Используется он для камней, которым есть что показать: насыщенный цвет, чистоту и прозрачность, игру света, а главное, солидные размеры. Огранка имеет брутальный, величественный характер, поэтому ее, выбирая, например, перстень, предпочитают мужчины. Зрительно украшение с камнем огранки «Радиант» несколько укорачивает фаланги пальцев.

Золотое кольцо SL с бриллиантами и топазами (цена по ссылке)

Огранка «Сердце» 

Число граней: 57–58

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, подвески

По технике обработки камня этот способ близок грушевидной огранке. Драгоценное сердечко красиво играет на свету… и настраивает на романтический лад! Ради красоты линий и прочности соотношение длины и ширины камня после огранки должно составлять 1 : 1 – так центр «сердца» будет менее уязвимым при случайных ударах или падениях украшения.

Золотая подвеска SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Огранка «Триллиант» («Триллион») 

Число граней: 19, 31, 37, 52, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, подвески, ожерелья, браслеты, серьги

Огранка в виде равностороннего треугольника с острыми или сглаженными углами родом из Голландии. В сравнении с другими вариантами огранки это самый молодой способ обработки драгоценных камней: придумали его в 1980-е. Количество граней и их форма: например, квадратная, ромбовидная, прямоугольная, – зависят от размера самородка и творческого замысла ювелира.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Все перечисленные виды огранки бриллиантов используются и для других драгоценных и полудрагоценных камней: рубинов, изумрудов, сапфиров, топазов, аметистов, о которых вы можете больше узнать в нашей ювелирной энциклопедии SUNMAG.

Качество огранки камня указывается в сертификате украшения. В зарубежной системе оценки (GIA, Геммологический институт Америки) принято такое деление: Excellent (отличная огранка), Very Good, Good (очень хорошая; хорошая), Fair (средняя) и Poor (неудовлетворительная). Ювелиры России используют буквенные символы: А (первоклассная огранка), Б (хорошая), В (средняя), Г (плохая). Отечественная классификация более строгая: камни категории Excellent по меркам наших экспертов вполне могут оказаться в группе Б

sunmag.me

Огранка драгоценных камней — Все о драгоценных камнях

  • Огранка драгоценных камней, как искусство

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок.  Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.

www.stones.regnews.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *