КАК рассчитать неустойку, задержка оплаты неустойки госконтракта поставщиком.

Как рассчитать неустойку

Довольно часто в современных условиях при заключении договора стороны прописывают ответственность за невыполнение договора в течение определенного срока в форме неустойки. Это довольно удобно, поскольку подстегивает должника побыстрее вернуть долг, так как с каждым днем сумма увеличивается.

как рассчитать неустойку

Инструкция

  • Итак, неустойка — это один из способов обеспечения исполнения обязательств, прописываемых в договоре. Неустойка бывает двух видов: в фиксированной суме и в виде пени. Первый вид неустойки обычно определяется в договоре следующим образом: «в случае неисполнения одной из сторон своих обязательств, предусмотренных в таком-то пункте договора, виновная сторона обязана выплатить другой стороне неустойку в размере … (и прописывается определенная денежная сумма)». Проблем с расчетом здесь не возникает. Главное — помнить о том, что право на взыскание неустойки существует только до погашения основного долга. Проще говоря, как только должник вернул вам долг, вы лишаетесь права требовать с него уплаты неустойки, если вы не заявили до уплаты им основной суммы долга о своем желании получить неустойку.
  • Второй вид неустойки — это пени. Она, как правило, оформляется как какой-то процент от суммы не исполненного обязательства за каждый день (неделю или месяц) просрочки исполнения. Поэтому для того, чтобы рассчитать ее размер, нужно сначала определить сумму долга. Это не сложно при таких отношениях, когда договором оформлена одна сделка. Если же договор долгосрочный (скажем, на год), и в рамках этого договора периодически осуществляются самостоятельные сделки (например, поставки товара), то сумма долга будет складываться из суммы всех неоплаченных сделок.
  • На следующем этапе определяем срок задержки исполнения обязательства. Срок определяется на дату составления претензии. Если речь идет о нескольких сделках в рамках одного договора, то считаем просрочку по каждой сделке. Рассмотрим на примере договора поставки. Берем неоплаченные накладные. Смотрим пункт договора об оплате. Например, это 7 дней. По каждой накладной отсчитываем семь дней. Восьмой день будет первым днем просрочки исполнения обязательства по оплате поставки.
  • Определив длительность просрочки по каждой накладной, берем сумму неоплаченной накладной и умножаем ее на процент неустойки, предусмотренной в договоре, и на количество дней просрочки. Сумма всех полученных данных и будет суммой неустойки.
  • Обратите внимание

    на то, что неустойка рассчитывается на дату оплаты долга. Поэтому если вы обратились в суд, указав в иске расчет пени на дату подачи иска, то впоследствии пересчитайте сумму. Скажем, если вы обратились в суд 3 марта, а оплата была произведена ответчиком только 8 августа, то за весь этот период вы вправе требовать уплаты пени.

  • Обратите внимание

    Условие о неустойке обязательно должно быть прописано в договоре. Если пункт о неустойке в договоре отсутствует, а вы договаривались об этом устно, получить неустойку через суд вы не сможете, если только не представите запись вашего разговора на диктофон. Дело в том, что не выполнив требование закона об обязательной письменной форме соглашения о неустойке вы лишаетесь возможности потом в суде использовать письменные доказательства.

    _

    Оплата неустойки по 44-ФЗ в 2018 году


    Автор: Наседкина Дарья 28 февраля 2018


    В этой статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся оплаты штрафных санкций по государственным сделкам.

    Как проверить рассчитанную неустойку

    Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

    1. Есть санкции, убытки не оплачивают.
    2. Возмещают убытки и оплачивают санкции.
    3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или санкции.

    № 44-ФЗ под рассматриваемым понятием понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков либо неисполнении обязательств по государственной сделке. Данное условие и порядок оплаты также включают в текст государственного контракта.

    Важно знать, что пени начисляют только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты пеней (ч. 10 Правил, утв. ПП № 1042 от 30.08.2017).

    Размер этой санкции для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

    Штрафы обе стороны платят за полное или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017. Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

    Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

    В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.

    Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

    Как оплатить неустойку и подтвердить это

    При обнаружении нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

    В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

    1. Проверяет сумму, рассчитанную покупателем.
    2. Оформляет платежное поручение, где указывает соответствующее назначение платежа.
    3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
    4. Удостоверяется в получении средств покупателем.

    Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением.

    Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

    Возможные последствия

    Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

    Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.

    В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные о пени и штрафах (п. 10 ч. 2 ст. 103).

    Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

    goscontract.info

    Неустойка по госконтракту

    Госзаказчик может взыскать неустойку по госконтракту из суммы обеспечения контракта, а исполнитель вправе потребовать неустойку, если госзаказчик вовремя не вернет обеспечение контракта.

    В договорной практике, связанной с государственными контрактами, возникает немало вопросов, касающихся неустойки, рассмотрим два из них:

    • имеет ли право госзаказчик удерживать неустойку по контракту из обеспечения контракта,
    • может ли исполнитель требовать штраф с госзаказчика за несовоевременный возврат средств обеспечения госконтракта.

    См. о госконтракте:


    Неустойка из обеспечения контракта

    Госзаказчик может удержать неустойку из денежного обеспечения исполнения контракта. Это подтверждает судебная практика (постановление АС Северо-Западного округа от 26.10.15 № Ф07-7152/2015 по делу № А56-66796/2013).

    Памятка для юриста компании-участника закупок

    Минэкономразвития о неустойке из обеспечения контракта

    Минэкономразвития дважды высказывалось по вопросу оплаты неустойки из обеспечения исполнения контракта. Эти позиции противоречат друг другу.

    В одном письме министерство не считает неустойку обязательством, которое оплачивается за счет средств обеспечения исполнения контракта (письмо Минэкономразвития России от 15.07.15 № Д28и-2157). Оно сообщает, что банковские гарантии и другие способы обеспечивают только основное обязательство, которое принял на себя исполнитель по условиям контракта.

    В более позднем втором письме министерство разъяснило, что заказчик вправе производить оплату контракта за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 21.09.15 № Д28и-2829).

    Удержание неустойки из суммы обеспечения контракта

    Судебная практика руководствуется вторым (более поздним) разъяснением и считает законным удержание неустойки с суммы обеспечения. Стороны часто прописывают такое условие в тексте контракта.

    Например, исполнитель потребовал взыскать неосновательное обогащение с заказчика. Суд отказал, поскольку истец нарушил обязательства, а договор предусматривал штраф за просрочку и позволял удерживать неустойку из обеспечения договора или окончательного платежа (постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.06.16 № Ф08-3531/2016 по делу № А53-26813/2015).

    Однако можно найти и другую практику.

    Например, суд указал, что обеспечительный взнос не считается штрафом. Заказчик вправе удерживать сумму, если докажет, что исполнитель допустил нарушение. Если этого не произойдет, суд взыщет сумму обеспечения исполнения контракта. Например, заказчик (ответчик) не возвращал обеспечительный платеж. Он заявил, что удерживает эти средства в связи с просрочкой исполнения истцом своих обязательств. Это соответствует условиям государственного контракта.


    Суд не согласился с такой позицией. Он указал, что в предмет доказывания по делу не входит установление просрочки исполнения истцом обязательств. Ответчик не обращался с таким требованием в рамках встречного иска. Суд взыскал с заказчика сумму обеспечительного взноса (постановление АС Поволжского округа от 23.05.16 № Ф06-7521/2016 по делу № А12-33670/2015).

    Неустойка за отсутствие обеспечения контракта

    Заказчик может взыскать неустойку, если исполнитель не предоставит обеспечение контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 11.05.16 по делу № А56-79627/2014). Он вправе требовать оплаты штрафа, если исполнитель нарушил условия обеспечения обязательства. Это возможно, если исполнитель представил банковскую гарантию на меньший срок или ее действие прекратилось (постановление АС Поволжского округа от 28.03.16 № Ф06-6990/2016 по делу № А55-1197/2015).

    Оспаривание неустойки по госконтракту

    Если сумма списанной со счета исполнителя неустойки несоразмерна последствиям нарушений, должник вправе ее оспорить. Например, суд взыскал с заказчика оплату за работы. Он указал, что статья 333 ГК РФ применяется в том числе к списанной со счета должника сумме неустойки (постановление АС Московского округа от 13.11.15 № Ф05-14770/2015 по делу № А40-180965/14).

    Неустойка за несвоевременный возврат обеспечения контракта

    Исполнитель может начислить неустойку заказчику за несвоевременный возврат средств, которыми обеспечивался контракт. Это возможно при наличии двух условий:

    Начислять неустойку на общую сумму государственного контракта без учета выполненной части неправомерно (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.14 № 5467/14 по делу № А53-10062/2013).

    Исполнитель может выдвигать требование о неустойке одновременно с иском о возврате средств, которыми обеспечивалось исполнение контракта (постановление АС Волго-Вятского округа от 19.01.16 № Ф01-5617/2015, Ф01-6209/2015 по делу № А29-622/2015). Исполнитель также вправе взыскать неустойку, если заказчик вернет сумму позже установленного соглашением срока.

    Так, в одном деле заказчик вернул средства, которыми обеспечивалось исполнение договора, позже установленного срока. Исполнитель через суд потребовал оплатить неустойку за просрочку.


    Заказчик указал, что контракт не предусматривает ответственность за несвоевременное возвращение денежных средств, предоставленных в обеспечение его исполнения. Исполнитель вправе начислить неустойку только в случае неоплаты выполненных работ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком своих обязательств, к которым относится оплата выполненных работ. Заказчик исполнил договор в этой части, поэтому основания для начисления неустойки отсутствуют.


    Позиция суда выразилась в следующем: закон предписывает обязательно согласовывать условие о сроках возврата заказчиком средств, которые исполнитель внес в качестве обеспечения контракта (п. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Стороны включили такое условие в текст соглашения. Оно составляет обязательство заказчика по уплате денежных средств, за ненадлежащее исполнение которого начисляется неустойка (постановление АС Волго-Вятского округа от 14.01.16 № Ф01-5619/2015 по делу № А29-623/2015).

    Отказ в иске о неустойке за задержку обеспечения контракта

    Если заказчик правомерно не возвращает средства в обеспечение контракта, суд откажет в иске. Например, истец потребовал вернуть перечисленные во исполнение контракта средства. Суд установил, что заявитель просрочил выполнение своих обязательств. Заказчик правомерно начислил неустойку и удержал ее из суммы обеспечения контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 28.09.15 № Ф07-6760/2015 по делу № А56-66993/2014). Если обе стороны контракта нарушили обязательства, суд вправе произвести зачет. Оставшуюся после этого разницу получит сторона, чья финансовая ответственность оказалась меньше (постановление АС Уральского округа от 28.04.16 № Ф09-3577/16 по делу № А60-34148/2015).

    Читайте об этом


    Читайте также


    www.law.ru

    О расчете неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, предусматривающим этапы исполнения

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    От 22 июня 2016 г. N Д28и-1680

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части расчета неустойки (пени, штрафа) от этапа исполнения контракта и в рамках своей компетенции сообщает.

    Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

    В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Таким образом, осуществлять расчет неустоек (пеней, штрафов) от этапа исполнения контракта неправомерно.

    При этом сообщаем, что в настоящее время Минфин России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России готовит проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий осуществление расчета пеней от размера оплаты этапа исполнения контракта, по которому допущена просрочка, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, и (или) от размера оплаты неисполненного в срок обязательства, если контрактом предусмотрены отдельные обязательства, к исполнению которых в равной мере могут быть применены условия контракта (далее — исполнение по частям).

    Если контрактом не предусмотрены этапы исполнения контракта и не допускается исполнение обязательства по частям, то пени предлагается рассчитывать от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Похожие записи:

    economic24.ru

    О расчете пеней за просрочку исполнения обязательств по госконтракту

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 марта 2016 г. N 02-02-15/16366 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу расчета пени по государственному контракту и сообщает. В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан: предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц. При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти. Принимая во внимание, что вопрос касается хозяйственной деятельности организации, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации. Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить следующее. В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Таким образом, независимо от того, являются ли входящие в период просрочки дни выходными (праздничными), пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Также отмечаем, что пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Принятие акта Центральным банком Российской Федерации потребовало издания постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 «О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России», в соответствии с которым к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этой связи при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления N 1063, то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России.

    Похожие записи:

    economic24.ru