Внешняя торговля: международные правила толкования торговых терминов инкотермс 2010

Главный свод правил для участников международной торговли — Инкотермс. Этот документ имеет вид словаря, объединяющий одиннадцать наиболее распространенных сделок купли-продажи.

Первая публикация документа была 1936, а актуальный на сейчас действует с 2011 года. Создателем Инкотермса является Международная торговая палата, регулирующая взаимоотношения между участниками внешней торговли.

Инкотермс 2010

Инкотермс — правила для ведения внешней торговли в европейском формате

Основные ситуации, которые рассматривает Инкотермс — отношения между контрагентами, их обязательства — кто ответственен за груз, когда товар будет доставлен, кто возместит порчу или утерю груза, кто заплатит за страховку, за транспортировку, возможные пошлины и прочие моменты, которые могут возникнуть при таких контрактах.

Регулируя эти моменты, Инкотермс не несет ответственность за несоблюдение сторонами своих обязательств.

Инкотермс — это не нормативно-правовой акт и не свод законов, а скорее правила, которые дают возможность лучше взаимодействовать продавцам и покупателям, поскольку помогают уменьшить возможные разногласия по условиям поставки в разных странах, распределить риск потери или повреждения товара, определить стоимость товара и определить обязанности контрагентов. В Европе Инкотермс считается базовым документом для всех толкований международных перевозок.

Видеоурок про Инкотермс 2010

Теперь рассмотрим международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2010:

  • перевозчиком согласно Инкотермс считается сторона, с которой был заключен договор перевозки,
  • требования в отношении документов, осмотра и безопасности груза, которые возникают при пересечении границы, называются таможенными формальностями,
  • поставка, за толкованием Инкотремс, — момент, когда за риски за повреждение или утраты товара переходят непосредственно на покупателя,
  • документ, который подтверждает передачу груза (транспортный или электронная запись) — называется отгрузочным документом.

Согласно классификации Инкотермс, существует 11 основных терминов, 7 из которых применимы к любому виду транспортных перевозок, а 4 — к морским:

  • EXW — согласно этому термину расходы, связанные с рисками транспортировки, таможенные пошлины оплачивает покупатель, т.е для этого вида перевозок применим синоним «самовывоз»
  • CPT — перевоз груза к месту назначения оплачивает перевозчик, а покупатель — страхование риска.
  • FCA — продавец поставляет товар, освобожденный от таможенных пошлин, доверенному лицу покупателя — перевозчику и ответственен за товар только в пределах отгрузки до перевозчика.
Инкотерм - ответственность сторон

Инкотермс распределяет между продавцом и покупателем границы ответственности за товар

  • CIP — расходы по доставке товара до пункта назначения несет продавец, а после передает груз перевозчику покупателя и на этом его ответственность за товар ограничивается. Минимальное страхование оплачивает покупатель.
  • DAT — продавец несет ответственность за товар только при доставке груза в назначенное место (терминал). При этом способе отгрузки продавец не обязан оплачивать таможенные пошлины, возникшие при поставке товара.
  • DAP — продавец выполнил свои обязательства тогда, когда доставил товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, до транспортного средства, при этом все расходы по перевозке груза оплачивает он.
  • DDP — продавец оплачивает пошлину и страхование, и несет ответственность за груз вплоть до доставки товара до указанного места.

К исключительно морским терминам относят:

  • FOB — продавец поставляет товар на судно покупателя, а ответственность за груз и расходы по доставке определяются индивидуально, согласно договоренности,
  • FAS — продавец доставляет товар до борта корабля покупателя и при этом оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой до порта, покупатель оплачивает погрузку и транспортировку.
  • CFR — продавец оплачивает пошлину и доставку товара в порт, плюс услуги по погрузке, а покупатель — страховку, он же несет риск за потерю или порчу товара.
  • CIF — продавец оплачивает перевозку товара до порта, погрузку, транспортировку, страхование и таможенные пошлины и включает эти расходы в стоимость товара.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ