Как выбрать выгодную и дешевую франшизу России

Франчайзинг как форма бизнес-партнерства имеет богатую историю в зарубежных странах и получила интенсивное развитие в последнее десятилетие на российском рынке. В классическом варианте понимания франшиза – возможность пользоваться раскрученным имиджем франчайзера (того, кто предоставляет это право) на основе договорных отношений и предоставления льгот и преференций для франчайзи (тот, кто ими пользуется).

Франшиза – возможность пользоваться раскрученным имиджем франчайзера



На российском рынке эта форма отношений позиционируется как приемлемый вариант раскрутки бизнеса для лиц без опыта предпринимательской деятельности. Попробуем разобраться, насколько такой подход работает на рынке дешевых франшиз в России.

 Самые дешевые франшизы России

Определим условно ценовой сегмент рынка дешевых франшиз со стартовым капиталом до 50 т.р. Любопытно, что все дешевые франшизы имеют российское происхождение. Впрочем, это просто объясняется. Франшиза по-русски это часто процесс, поставленный с ног на голову. Если за рубежом посредством франчайзинга продается имидж, то в России такая форма бизнеса часто является способом «сделать имя» за счет расширения сети. В секторе дешевых предложений с диапазоном до 5 тысяч рублей стартового взноса часто прячутся предложения сетевых компаний с неясными источниками происхождения и неизвестным именем, но с понятной целью.

Распространенной формой бизнеса по договору франчайзинга в России являются предложения по продвижению информационных услуг. Франшиза по защите прав потребителя и нулевом взносе анонсирует затраты на создание первой точки продаж в сумме 50 тысяч рублей и срок окупаемости в 4-6 месяцев. Бизнес в сфере мобильной рекламы позиционируется как бизнес «без вложений» и его планка – от 2 тысяч рублей стартового капитала.

Бизнес в сфере мобильной рекламы позиционируется как бизнес «без вложений»

Бизнес в сфере мобильной рекламы позиционируется как бизнес «без вложений»

Есть предложения с нулевым стартом, но вкладывать средства в любом случае предстоит. Поэтому желательно разобраться с условиями предоставления франшизы «на входе» и понять сколько и на каком этапе предстоит вложить и какой срок возврата этих средств предусмотрен договором. На втором месте по востребованности находятся предложения по организации интернет-магазинов либо точек продаж дешевой одежды. Уровень стартового взноса – 15-25 тысяч рублей. Третье место принадлежит сфере услуг: чистка одежды, подушек, предметов быта, туристических услуг. Предложения можно найти за 30-50 тысяч рублей.

Купить франшизу – не значит разбогатеть. При всей заманчивости предложений, которым наводнен рынок франшиз, следует понимать, что приобщение к даже именитой компании совершенно не влечет автоматическое обогащение. Это лишь означает, что прибыль увеличится у франчайзера за счет расширения сферы влияния и получения, как минимум, стартового взноса, и как максимум — стабильных доходов от роялти за оговоренный в договоре период времени.

Разумно рассматривать покупку франшизы как безусловно полезный опыт получения знаний в системе бизнеса. Даже самый неудачный вариант содержит минимальный концепт технологии организации бизнеса, комплекс мероприятий по получению прибыли. Это пошаговое руководство и будет ценностью франшизы.

Даже самый неудачный вариант - комплекс мероприятий по получению прибыли

Даже самый неудачный вариант — комплекс мероприятий по получению прибыли

Целесообразной станет бизнес по франшизе в следующих случаях:

  • Диверсификация существующего бизнеса за счет использования имеющегося потенциала (например, предоставление аренды для платежных аппаратов, кофе машин).
  • Открытие точек продаж недорогих услуг будет находкой для маленького города (бытовые услуги, прокат техники).
  • Усиление позиций действующего бизнеса на рынке за счет аренды известного бренда.

Для получения эффективной франшизы следует прибегнуть к помощи независимого профессионала на этапе ознакомления с условиями договора концессии (франчайзинга). Прочитать между строк все выгоды и риски предложения. Цена консультации обезопасит от возможных рисков приобрести по меньшей мере бесполезную, а в большей мере – рисковую область предпринимательства. Правило, что скупой платит дважды, никто не отменял.

 Какие правила следует соблюдать при покупке дешевой франшизы

При выборе франшизы стоит учесть некоторые правила

Фото проведения анализа дешевых франшиз

Приобретая дешевую франшизу, стоит учесть некоторые правила, которые помогут избежать дорогой цены за ошибку, помочь на стадии принятия решения понять свою выгоду и минимизировать риски.

  1. Уровень известности франчайзера. Это позволит гарантировать спрос на продажи. В противном случае вы будете выступать в качестве дешевого средства расширения зоны его присутствия на рынке.
  2. Стаж на рынке. В случае краха франчайзера ваши вложения превратятся в убытки. Дешевые франшизы, как правило, предлагаются молодыми компаниями, поэтому всесторонняя оценка перспективности в этом случае обязательна.
  3. Условия договора.  Если не получается воспользоваться услугами профессионального посредника, необходимо внимательно изучить и обратить особенное внимание на следующие положения:
    •  Величина роялти, с чего взимаются отчисления.
    •  Период окупаемости.
    •  Условия прекращения договора.
    • Наличие патронажа, уровень квалификации кураторов бизнеса.
    •  Наличие Call центра.
    •  Условия предоставления документации и ее объем.
    •  Обязательства сторон, их соизмеримость.
  4. Опыт сотрудничества. Не помешает собрать информацию об опыте сотрудничества у представителей франчайзинговой сети в других регионах. Это поможет своевременно учесть возможные риски, предупредить их на стадии заключения соглашения.
  5. Юридическое сопровождение. Необходимо обратить внимание на наличие соответствующих сертификатов, лицензий, сроков полномочий, ограниченных в разрешительных документах.
  6. Условия предоставления рекламных материалов. Если бизнес сопряжен с продвижением товара, важно уточнить что предлагается и на каких условиях (рекламные каталоги, проспекты, образцы продукции).

Приобретая франшизу, целесообразно внимательно изучить всю информацию о репутации фирмы, ее учредителей и собственников, наличии судебных исков, уточнить наличие стратегии и перспектив бизнеса.

Видеоурок по выбору франшизы

Выбор варианта франшизы зависит во многом от оценки реальных возможностей франчайзера. Например, нецелесообразна будет организация продаж товаров уровня «luxury» в небольших городах и в местах с низким уровнем дохода населения. Этими очевидными фактами не следует пренебрегать. Оценка потенциала – основа адекватного бизнеса.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ