Как происходит квалификация служебного подлога по ст. 292 УК РФ, о котором нужно знать
Служебный подлог — преступление против интересов государственной службы
Служебный подлог по статье 292 УК РФ — это преступление, направленное против интересов государственной службы и интересов государственной власти. Оно заключается во внесении должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы, искажении информации в них, а также в составлении и выдаче заведомо ложных документов.
Служебный подлог относится к преступлениям небольшой и средней тяжести. За его совершение Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или лишения свободы на срок до двух лет. При наличии квалифицирующих признаков срок лишения свободы может быть увеличен до четырех лет.
Для правильной квалификации служебного подлога необходимо четко установить все признаки состава преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ.
Состав служебного подлога по ст. 292 УК РФ
В соответствии со ст. 292 УК РФ, служебным подлогом признаются внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, для квалификации деяния по данной статье необходимо установить следующие обязательные признаки:
- Субъект преступления — специальный (должностное лицо)
- Объективная сторона:
- Действие — внесение в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих действительное содержание документов
- Последствия — искажение действительного содержания официальных документов
Объективные признаки служебного подлога
Объектом служебного подлога являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов и учреждений. Дополнительным объектом могут быть конституционные права граждан.
Объективная сторона служебного подлога может выражаться в двух альтернативных действиях:
- Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений.
- Внесение исправлений, искажающих действительное содержание официальных документов.
При этом оба действия должны быть совершены умышленно. Небрежное или ошибочное искажение сведений в документах не образует состава служебного подлога.
Обязательным условием является наступление общественно опасных последствий в виде искажения содержания официальных документов. Если ложные сведения не повлияли на действительное содержание документа, состав преступления отсутствует.
Субъект служебного подлога
Субъектом служебного подлога является специальный — должностное лицо. Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ, должностными лицами признаются представители власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и органах местного самоуправления.
К должностным лицам относятся, в частности:
- Государственные и муниципальные служащие
- Руководители и работники государственных и муниципальных учреждений и предприятий
- Военнослужащие
- Сотрудники правоохранительных органов
- Судьи, прокуроры, следователи
- Нотариусы
- Члены избирательных комиссий
Лицо, не обладающее признаками должностного, не может нести ответственность за служебный подлог. Его действия при наличии к тому оснований могут квалифицироваться как обычный подлог (ст. 327 УК РФ).
Субъективная сторона служебного подлога
Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что вносит в официальный документ ложные сведения или искажает его действительное содержание, и желает совершить такие действия.
Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны служебного подлога является корыстная или иная личная заинтересованность. Под ней понимается стремление должностного лица извлечь для себя или других лиц выгоду имущественного или неимущественного характера. Например, скрыть противоправные действия, получить премию, завысить показатели в отчетности.
Если ложные сведения были внесены по неосторожности или сведения искажены в документе неумышленно, либо отсутствовала корыстная или иная личная заинтересованность, состав служебного подлога отсутствует.
Квалифицирующие признаки служебного подлога
Часть 2 ст. 292 УК РФ предусматривает квалифицированный состав служебного подлога. Он характеризуется наступлением тяжких последствий в результате подлога.
В качестве таких последствий могут выступать, например:
- Необоснованное привлечение лица к уголовной ответственности
- Неправомерное увольнение с работы
- Лишение или ограничение прав гражданина
- Причинение имущественного ущерба
За квалифицированный служебный подлог предусмотрено более строгое наказание — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Отграничение служебного подлога от смежных составов
Служебный подлог необходимо отграничивать от смежных составов преступлений, в частности:
- От общего подлога (ст. 327 УК РФ) — субъектом которого является любое лицо.
- От халатности (ст. 293 УК РФ) — при которой ложные сведения вносятся в документ по неосторожности.
- От превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) — которое заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий.
Таким образом, при квалификации преступления важно точно установить его субъект, форму вины, характер действий и наступившие последствия. Только при наличии всех признаков состава служебного подлога деяние может быть квалифицировано по ст. 292 УК РФ.
Правильная квалификация служебного подлога имеет большое значение, так как от этого зависит как правильность привлечения лица к уголовной ответственности, так и назначение ему справедливого наказания.
Состав служебного подлога по ст. 292 УК РФ
Служебный подлог является преступлением со специальным составом. Для правильной квалификации деяния необходимо четко установить все элементы и признаки состава, предусмотренного статьей 292 УК РФ.
Прежде всего, следует определить объект и объективную сторону служебного подлога. Объектом выступают общественные отношения в сфере государственной власти и государственной службы. А объективная сторона заключается во внесении в официальные документы ложных сведений или искажении сведений в таких документах. При этом обязательно должны наступить последствия в виде искажения действительного содержания документов.
Следующий обязательный элемент — субъект преступления. Им может быть только специальный субъект — должностное лицо. Это представитель власти либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах и органах местного самоуправления. Например, госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие.
Субъективная сторона служебного подлога characterc adirect intent и корыстную или иную личную заинтересованность. Лицо осознает, что вносит ложные сведения в документ или искажает его содержание, и желает совершить такие действия из корыстной или иной личной заинтересованности.
Также следует обратить внимание на квалифицирующий признак служебного подлога. Это совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия. Например, неправомерное привлечение к уголовной ответственности, увольнение с работы, причинение значительного материального ущерба. За квалифицированный служебный подлог предусмотрено более строгое наказание.
Для полной и правильной квалификации преступления также важно отграничить служебный подлог от смежных составов. В частности, от общего подлога, где субъектом может быть любое лицо, и от халатности, когда ложные сведения вносятся по неосторожности.
Подводя итог, отметим, что квалификация служебного подлога требует точного установления всех юридически значимых признаков: объекта, объективной стороны, субъекта преступления, формы вины, последствий. При доказанности всех элементов и признаков состава деяние может быть квалифицировано по статье 292 УК РФ. Это важно как для правильной квалификации преступления, так и для назначения справедливого наказания виновному лицу.
Объективные признаки служебного подлога
Объективная сторона — это один из обязательных элементов любого состава преступления. Для служебного подлога, как и для других преступных деяний, крайне важно точно установить все объективные признаки совершенного деяния.
Итак, что же представляет собой объективная сторона служебного подлога?
Во-первых, это общественно опасное деяние, которое может выражаться в двух альтернативных формах:
- Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений.
- Внесение в официальные документы исправлений, искажающих действительное содержание документов.
Как видим, обе формы связаны с искажением информации в официальных документах. При этом важно, что деяние совершается умышленно. Если ложные сведения внесены по неосторожности, оплошности, речь уже идет о другом составе.
Во-вторых, обязательным признаком объективной стороны служебного подлога являются наступившие общественно опасные последствия.
Эти последствия выражаются в искажении действительного содержания официальных документов. Например, если в протокол были внесены ложные показания, которые не повлияли на смысл документа, то последствия отсутствуют.
В-третьих, объективную сторону характеризует способ совершения преступления — путем внесения ложных сведений или исправлений в официальные документы. Иные способы совершения служебного подлога УК РФ не предусматривает.
В-четвертых, обязательным признаком объективной стороны является предмет преступного посягательства — официальные документы. Под ними понимаются документы, исходящие от органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Таким образом, для квалификации служебного подлога необходимо точно установить все объективные признаки: общественно опасное деяние, последствия, способ и предмет посягательства. При доказанности этих юридически значимых фактов возможна квалификация деяния по признакам статьи 292 УК РФ.
Субъект служебного подлога
Служебный подлог относится к преступлениям со специальным субъектом. Это означает, что совершить данное преступление может не любое лицо, а лишь обладающее определенными признаками. Кто же может быть субъектом служебного подлога?
Согласно ст. 292 УК РФ, субъектом служебного подлога является должностное лицо. Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.
К должностным лицам относятся:
- представители власти;
- лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях;
Более конкретно в качестве субъектов служебного подлога могут выступать:
- государственные и муниципальные служащие;
- руководители и сотрудники государственных и муниципальных организаций;
- военнослужащие;
- сотрудники правоохранительных органов;
- судьи, прокуроры, следователи;
- нотариусы;
- члены избирательных комиссий и др.
Лицо, не являющееся должностным, не может быть субъектом служебного подлога. Его действия при наличии к тому оснований могут квалифицироваться как обычный подлог.
Таким образом, субъект служебного подлога — обязательный элемент этого состава преступления. Без установления специального субъекта нет оснований для квалификации деяния по ст. 292 УК РФ. Поэтому определение субъекта — один из ключевых моментов при квалификации служебного подлога.
Субъективная сторона служебного подлога
Субъективная сторона — это обязательный элемент любого состава преступления. Она характеризует внутреннюю сторону преступного деяния, психическое отношение лица к содеянному.
Для служебного подлога характерны следующие особенности субъективной стороны:
- Вина только в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.
- Специальная цель — корыстная или иная личная заинтересованность. Лицо преследует цель получения выгоды имущественного или неимущественного характера.
Так, корыстная заинтересованность может выражаться в стремлении получить деньги, ценности, право на имущество, услуги имущественного характера и т.п.
К иным личным интересам могут относиться карьерные соображения, необходимость сокрытия административных и дисциплинарных проступков, завышение показателей в отчетности, получение ведомственных наград, премий и другие цели.
Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности исключает квалификацию деяния как служебного подлога. В этом случае в зависимости от обстоятельств дела возможна квалификация по другим статьям УК.
Таким образом, субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла и наличием специальной цели. Это необходимо учитывать при квалификации преступления для правильного применения уголовного закона.
Квалифицирующие признаки служебного подлога
Служебный подлог по ч. 1 ст. 292 УК РФ относится к преступлениям небольшой или средней тяжести. Однако уголовный закон предусматривает ответственность за квалифицированный служебный подлог, который обладает повышенной общественной опасностью.
Согласно ч. 2 ст. 292 УК РФ, квалифицирующим признаком служебного подлога является совершение этого преступления, повлекшее тяжкие последствия.
К тяжким последствиям могут относиться:
- Необоснованное привлечение лица к уголовной ответственности.
- Неправомерное увольнение с работы.
- Лишение или существенное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций.
- Причинение значительного материального ущерба.
- Срыв выполнения боевых задач воинскими частями.
- Иные последствия, которые суд сочтет тяжкими.
Ответственность за квалифицированный служебный подлог значительно выше. Санкция ч. 2 ст. 292 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Таким образом, при квалификации служебного подлога необходимо установить, имели ли место тяжкие последствия. Это позволит правильно квалифицировать содеянное и назначить справедливое наказание.
Квалификация служебного подлога по ст. 292 УК РФ — важный вопрос, о котором нужно знать всем юристам. Служебный подлог относится к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Согласно ст. 292 ч. 1 УК РФ служебным подлогом признается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. За это преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Чтобы квалифицировать действия по ст. 292 УК РФ, необходимо установить совокупность следующих обязательных признаков состава служебного подлога: 1) субъект преступления – должностное лицо, государственный или муниципальный служащий; 2) объективная сторона – внесение ложных сведений в официальные документы или внесение исправлений, искажающих действительное содержание документов; 3) субъективная сторона – прямой умысел.
Отграничение служебного подлога от смежных составов осуществляется по признакам субъекта, объекта и объективной стороны. Например, от подлога служебный подлог отличается субъектом — им может быть только должностное лицо или служащий. От халатности служебный подлог отграничивается тем, что совершается с прямым умыслом. От злоупотребления должностными полномочиями служебный подлог отличается объектом посягательства – официальными документами.
Также важно отграничивать служебный подлог от смежных административных правонарушений. Например, ответственность за нарушение порядка представления статистической информации предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ. Ответственность за представление ложных сведений для получения кредита или социальной выплаты предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.
Для правильной квалификации действий по ст. 292 УК РФ важно установить все признаки состава служебного подлога. Необходимо доказать, что субъект является должностным лицом или служащим, его действия были направлены на внесение ложных сведений в официальные документы или искажение таких документов, содеянное совершено с прямым умыслом. Кроме того, следует отграничить служебный подлог от смежных составов преступлений и административных правонарушений. Правильная юридическая квалификация деяний имеет принципиальное значение для привлечения виновного к ответственности.
Уголовная ответственность за служебный подлог
Квалификация служебного подлога по ст. 292 УК РФ — важный практический вопрос для юристов. Служебный подлог, ст 292 ч 1 ук рф наказание за который – лишение свободы до 2 лет, относится к преступлениям против интересов государственной службы.
Чтобы правильно квалифицировать деяние как служебный подлог, нужно установить все признаки состава преступления по ст. 292 УК РФ. Во-первых, субъект данного преступления – должностное лицо, госслужащий или муниципальный служащий. Во-вторых, объективная сторона выражается во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений или внесении в документы исправлений, искажающих действительное содержание. В-третьих, субъективная сторона – прямой умысел.
Отграничение служебного подлога от смежных составов имеет принципиальное значение. Например, от обычного подлога (ст.327 УК РФ) служебный подлог отличается субъектом – должностное лицо или служащий. От халатности (ст.293 УК РФ) отличается наличием прямого умысла. От злоупотребления должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) отличается объектом – официальными документами.
Также важно отграничивать служебный подлог от административных правонарушений в сфере предоставления недостоверных сведений (ст.ст. 13.19, 19.5 КоАП РФ). Административные правонарушения влекут менее строгое наказание.
Для правильной квалификации действий как служебного подлога по ст. 292 УК РФ нужно точно установить все признаки данного состава преступления, включая субъекта, объективную и субъективную стороны. Это позволит отграничить служебный подлог от схожих составов и виновное лицо понесет справедливое уголовное наказание.
Наказание за служебный подлог по ст. 292 УК РФ
Квалификация служебного подлога имеет большое практическое значение, поскольку определяет меру ответственности за это преступление. 292 УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 292 УК РФ, наказание за служебный подлог может быть назначено в виде штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 6 месяцев. Возможно также назначение обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных работ на срок до 2 лет, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 2 лет.
Таким образом, наказание за служебный подлог по ч. 1 ст. 292 УК РФ варьируется от штрафа до реального лишения свободы. При назначении конкретного вида и размера наказания учитываются обстоятельства совершения преступления, данные о личности виновного, характер и степень общественной опасности деяния.
Служебный подлог, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 292 УК РФ).
Служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ч. 3 ст. 292 УК РФ).
Таким образом, наказание за служебный подлог может быть довольно строгим в зависимости от квалифицирующих признаков. Правильная юридическая оценка деяния имеет принципиальное значение для привлечения виновного к справедливой уголовной ответственности.
Особенности расследования служебного подлога
Расследование служебного подлога имеет свои особенности, обусловленные спецификой данного преступления. 292 УК РФ.
Во-первых, необходимо точно установить круг лиц, которые могли совершить данное преступление. Субъект служебного подлога ограничен — это должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Во-вторых, нужно изъять и исследовать официальный документ, в который были внесены ложные сведения или исправления. Необходимо провести почерковедческую и технико-криминалистическую экспертизы документа.
В-третьих, следует допросить лицо, которое обнаружило факт служебного подлога, а также свидетелей. Нужно выяснить обстоятельства, при которых было обнаружено искажение официального документа.
В-четвертых, необходимо допросить подозреваемого по факту служебного подлога. Цель — получить признательные показания или изобличить его во лжи при наличии улик.
В-пятых, следует установить мотив и цель совершения преступления подозреваемым. Это важно для понимания характера действий обвиняемого и квалификации служебного подлога.
В-шестых, нужно назначить судебные экспертизы — почерковедческую, технико-криминалистическую, психологическую и другие, чтобы получить важные доказательства по делу.
Таким образом, расследование служебного подлога требует комплексного подхода с учетом особенностей данного преступления. Установление всех обстоятельств позволит квалифицировать деяние виновного и привлечь его к ответственности.
Примеры из судебной практики по ст. 292 УК РФ
Так, в одном из дел суд квалифицировал действия должностного лица по ч. 1 ст. 292 УК РФ. Главный специалист отдела ЗАГС внесла в базу данных ложные сведения об отце ребенка, указав данные мужчины, который на самом деле не являлся отцом. Это было сделано по просьбе матери ребенка. Суд назначил наказание в виде штрафа.
В другом случае сотрудник полиции внес в протокол допроса подозреваемого заведомо ложные сведения. Это было сделано с целью завышения раскрываемости преступлений. Действия полицейского были квалифицированы как служебный подлог и наказаны реальным сроком лишения свободы.
Кроме того, по ч. 3 ст. 292 УК РФ был осужден главный бухгалтер предприятия, который внес в бухгалтерские документы заведомо ложные сведения о финансовых операциях организации. Это привело к значительному искажению данных бухгалтерской отчетности. Суд назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы.
Таким образом, практика показывает, что ответственность за служебный подлог наступает как за умышленное внесение ложных сведений в официальные документы, так и за искажение информации, повлекшее существенный вред. Квалификация деяния зависит от обстоятельств дела и тяжести последствий.
Правильная юридическая оценка служебного подлога крайне важна для объективного рассмотрения уголовного дела и назначения справедливого наказания виновному лицу.
Комментарии к ст. 292 УК РФ
Во-первых, служебный подлог состоит во внесении должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих содержание документов. Под официальными документами понимаются документы, исходящие от должностного лица или госоргана.
Во-вторых, субъектом служебного подлога является должностное лицо или служащий. Должностное лицо — это представитель власти, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Служащий — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее деятельность в госоргане или органе местного самоуправления.
В-третьих, ответственность наступает только при наличии прямого умысла. Лицо осознает, что вносит ложные сведения или искажает документ, и желает совершить эти действия.
В-четвертых, квалифицирующие признаки служебного подлога — совершение группой лиц, а также причинение существенного вреда правам граждан, организаций или интересам общества и государства.
Таким образом, комментарии помогают правильно толковать норму ст. 292 УК РФ и устанавливать наличие состава служебного подлога в конкретном деянии. Это важно для квалификации преступления и назначения справедливого наказания.
Анализ состава преступления по ст. 292 УК РФ
Для правильной юридической квалификации деяния необходимо проанализировать состав служебного подлога по ст. 292 УК РФ.
Объектом служебного подлога являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных и иных публичных органов, а также должностных лиц.
Объективная сторона выражается во внесении должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих действительное содержание документов.
Субъектом служебного подлога является должностное лицо или служащий. Должностное лицо — это представитель власти, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Служащий — лицо, работающее в госоргане или органе местного самоуправления.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий и желает внести в документы ложные сведения или исказить их содержание.
Таким образом, анализ всех элементов позволяет установить наличие состава служебного подлога в действиях лица. Это имеет важное значение для правильной квалификации деяния и назначения справедливого наказания.
Как избежать ответственности за служебный подлог?
Служебный подлог — серьезное преступление, предусмотренное ст. 292 УК РФ.
В первую очередь, нужно четко знать признаки этого состава преступления. Служебный подлог заключается в умышленном внесении должностным лицом или служащим заведомо ложных сведений в официальные документы.
Чтобы избежать ответственности, важно всегда тщательно проверять информацию перед тем, как вносить ее в какие-либо официальные бумаги. Не следует полагаться на непроверенные данные, слухи или домыслы.
Также очень важно внимательно относиться к подготовке и оформлению документов. Необходимо избегать неоднозначных формулировок, которые могут ввести в заблуждение.
Немаловажно регулярно проходить обучение и повышать квалификацию. Чем лучше должностное лицо или служащий знает нормативную базу и особенности работы с документами, тем меньше риск допустить служебный подлог.
Разумеется, ни в коем случае нельзя сознательно вносить ложную информацию в официальные бумаги. Это грубое нарушение закона.
Соблюдая эти рекомендации, можно минимизировать риск совершить служебный подлог и избежать уголовной ответственности.
Рекомендации по квалификации служебного подлога
Квалификация служебного подлога имеет большое практическое значение.
Во-первых, нужно четко установить, что субъектом служебного подлога является должностное лицо или служащий. Необходимо определить статус лица, совершившего преступление.
Во-вторых, важно точно квалифицировать объект посягательства — им являются официальные документы. Необходимо доказать, что ложные сведения были внесены именно в такие документы.
В-третьих, следует установить форму вины — прямой умысел. Нужны доказательства того, что лицо осознавало ложность вносимых сведений.
В-четвертых, важно отграничить служебный подлог от смежных составов, таких как обычный подлог, халатность, злоупотребление должностными полномочиями.
В-пятых, при наличии квалифицирующих признаков нужно обосновать их применение — совершение группой лиц, причинение существенного вреда и т.д.
В-шестых, следует детально проанализировать все фактические обстоятельства дела, чтобы квалификация была обоснованной.
Соблюдение этих рекомендаций позволит правильно квалифицировать служебный подлог по ст. 292 УК РФ и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности.